Ущербность — искусство в фотографии

Подобная формулировка может кому-то показаться странной и даже несовместимой. Но поверьте, это только на первый взгляд. Само понятие «ущербности» относится к психологической категории. Однако человеческий фактор присутствует везде, где участвует человек и с этим трудно поспорить. А значит и ущербность человека вместе с ним принимает самое непосредственное участие в различных сферах нашей жизни и деятельности. Но в данном случае, нас интересует сфера искусства и фотографии. Именно под этим углом мы рассмотрим ущербность в данной статье.
Пожалуй, начинать этот разговор необходимо с того, чтобы разобраться в заявлении «Ущербность — искусство в фотографии».
Само по себе искусство — это своего рода абстракция, а все абстрактные категории имеют переменные критерии. Главное — это то, что эти переменные критерии могут быть введены кем угодно и когда угодно. Рассмотрим в виде примера картину «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Казалось бы, это просто чёрный квадрат, и что в нём искусного…?


На самом деле, та симуляция, которая имеет место быть в данном случае, довольно уникальна, потому что самого слова «искусство» никогда не существовало. Это тоже, своего рода, симуляция. Изначально в русском языке не было слова искусство. Это слово имеет иностранное происхождение, потому что у нас оно означает мастерство. У нас есть выражение «искусный мастер». Вот так возникает целый ряд нюансов, связанных со словом искусство.
Давайте представим, что некий художник нарисовал 3 пятна на бумаге и говорит, что это «Взятие Помпеи». При этом вы должны будите это увидеть в трёх пятнах. Это как некий тест, сродни тесту Роршаха, или тесту на белой стене, где человек может увидеть всё, что угодно. Также и на чёрном квадрате вы можете увидеть, при желании целые картины (в своём воображении безусловно).
По сути, чего здесь нет? Нет логических категорий. В искусстве отсутствуют логические категории. Оно существует по своим законам.
Предлагаю рассмотреть ещё один пример. Картины евангелистов: Луки, Матвея, Марка, Иоанна. Глядя на эти картины, возникает вопрос: с кого писали эти портреты? Согласно классической истории того времени, все они уже умерли. Такой же вопрос можно поднять, глядя на иконы с изображением Иисуса Христа. Откуда художники могли знать, что он выглядел именно так? Ответ в том, что искусству не обязательна подлинность и точность.
У фотографии, в отличии от живописи, возникает двойственная функция: репортаж, как регистрация происходящего и художественность, как часть искусства.
Например, фотография в виде регистрации могла бы выглядеть так: егерь 1912 года. В данном случае, не столь важно, насколько красиво и чётко он снят. А искусство включает в себя то, как снято, что передаёт характер и т.д.
Фотография от других видов искусства отличается тем, что в ней существует значительная объективная регистрационная функция. Вы не сможете сфотографировать Иисуса Христа. А написать его портрет можно. И не важно, насколько этот портрет будет подлинным. Главное, чтобы всем было понятно, что это Иисус Христос. В итоге, кто первым нарисовал его портрет, тот как бы имеет авторские права на подлинность изображения. Сегодня никто не задумывается над тем, почему Христа изображают именно таким. Все просто начинают повторять друг за другом.
Фотография полностью исключает эту возможность. Для того, чтобы сделать фотографию, нужен предмет съёмки. Мы не можем фотографировать ничто. Этим фотография значительно отличается от другой сферы искусства.
Мы могли бы сказать, что всё искусство, которое существует сегодня, является в той или иной степени обманом. Каждый художник художник обманывает зрителя, подчиняя свою картину неким невидимым законам перспективы, динамики кадра и т.д.
Когда мы видим едущие сани на холсте, мы же понимаем, что они ехать не могут. Однако, смотря на картину нам кажется, что они находятся в движении. У нас создаётся иллюзия, что сани едут. По сути, все художники, в какой-то степени являются иллюзионистами. То есть, художество порождает иллюзии, а сам художник — это мастер создания иллюзий.
Таким образом, тех людей, которые посещают выставки и вернисажи можно было бы назвать ценителями иллюзий. Они ходят в галлереи и дают оценки чужим иллюзиям.
Тогда ущербность можно обозначить, как последствие выбора иллюзии вместо действительности. Саму иллюзию мы могли представить, как некий объект, стоящий на трёх головах, как на опорах:
1. Нравится. Если я умею делать то, что нравится другим, то смогу в эту обёртку завернуть практически всё, что нужно.
2. Хочу.
3. Должны.
Остановимся подробнее на категории — должны, которая в наши дни, по праву, считается одной из самых важных.
Большинство людей считает, что все вокруг им что-то должны. Человек даже не задумывается над тем, насколько он должен самому себе.
Рассмотрим любую среднестатистическую женщину. В её арсенале обязательно будет целый набор маленьких слабостей. Например, многие женщины любят «сладенькое». Это, своего рода, награда за мучения. Женщина много трудилась, мучилась и вот, она должна себя наградить. Никто вокруг не награждает, поэтому она сама должна о себе позаботиться. Вот эта компенсация создаёт целый веер ущербности. Так и происходит: человек сам себе что-то постоянно должен, а также что-то должны все вокруг, пусть даже на бессознательном уровне.
Следующим примером рассмотрим подробнее категорию «нравится». Почему в наше время столько разводов? Потому что девушка должна нравится и это самое главное. Однако, когда девушка нравится, то мозги отключаются. То, что нам нравится, мы превращаем в искусство, идеализируя это.
Что же касается категории «хочу», то это понятие сложно объяснимое, нейрофизиологическое, которое тяжело поддаётся контролю. Человек, как правило, не знает, почему он хочет, и не отдает себе этом отчёт. Это происходит бессознательно в режиме автомата.
Вот эти 3 головы создают симуляцию мира вокруг себя. Именно симуляцию, потому что так, как думаете вы, не думают другие люди. Например, та женщина, которая нравится вам, может совершенно не понравиться другому человеку и наоборот. Получается многомерный, многофункциональный, многополярный мир, где каждый отстаивает свою точку зрения о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». И тот, кто всех успел и смог обмануть, тот и является тем самым искусным парнем, который оказывается прав во всем.
Рассмотрим в качестве примера великого французского фотографа XX века Анри Картье-Брессона. Он обладал выдающимся мастерством и прекрасным художественным взглядом. Соединение в одном человеке искусства и науки породило шедевр — великого художника с фотоаппаратом в руках. Очень большая редкость, чтобы эти 2 качества сочетались в одном человеке. Обычно, есть 2 пути: либо наука, либо искусство. Это 2 способа побеждать: обманывать или зажимать в управляемую конструкцию.
Что такое управляемая конструкция? Представьте себе, что бы вы не делали, вы всё равно проиграете. Ваше поражение обусловлено заранее, вне зависимости от того, как вы будите начинать действовать. Ваш противник знает и умеет больше. Какую бы форму обмана вы не использовали, вас обыграют за счёт мастерства. Ваши уровни подготовки просто несопоставимы. Так выглядит управляемая конструкция.
Любой спор об искусстве — это начало философского рассуждения. Довольно сложно, не будучи философом, выиграть спор или дискуссию об искусстве. Эта роль отдана критикам, которые разбираются в искусстве, в какой-то степени безусловно. Однако сегодня критики могут придерживаться той или иной стороны искусства, что перетягивает их на определённую сторону. Так критерии искусства становятся управляемыми, но со стороны людям этого не видно.
Как же сегодня современный фотограф может начать свой путь мастера, оттолкнувшись от трамплина ущербности к совершенству? С чего же начать и чего делать не стоит?
Очень многие люди, которые начинают сегодня фотографировать, не являются специалистами в фотографии, поэтому пытаются копировать авторитетных людей в этой области. Они как бы обманывают себя, убеждая, что это их фотография. Это очень долгий путь скитаний ущербности. Такие люди рано или поздно приходят в точку разочарования. Но разочарование — это очень хороший трамплин, чтобы стать достойным фотографом.
Именно в такой момент может появиться человек, который скажет ему, что он дилетант и не умеет фотографировать. Вот тогда, у него будет возможность стать настоящим фотографом. Вот это топливо ущербности, топливо разочарования и желание слушать единственного человека, который знает, что делает, и создает шедевр индивидуальности. Вспомните Амати и Страдивари. Шли долгие годы и казалось, что ничего не меняется. Но в это время происходила медленная трансформация личности, а потом появилась та самая скрипка. Это классический путь ущербности и путь звезды.
Безусловно, не каждому человеку суждено встретить на своём пути великого мастера, который станет для него наставником и воспитает нового маэстро искусства, будь то фотография, живопись или другая форма творчества. Однако каждый человек сам делает выбор, подражать кому-то, оставаясь на веки в тени чужой славы, или стремиться оставить свой след, благодаря личным достижениям и собственному мастерству.

1 thought on “Ущербность — искусство в фотографии

Добавить комментарий